Типовые решения
Отраслевые решения
О платформе STOR-M3
Как ознакомиться с системой
Технические характеристики
Поддержка
Обучение





Отправьте запрос:

Организация:
ФИО:
Должность:
Контактный телефон:
Город:
E-mail:
Откуда о нас узнали:
Доступ к демо-версии:
Вопрос:

Роль процессов автоматизации в библиотечной практике



Черкасова И.Ю., Харыбина Т.Н., Дронов С.Б.
Центральная научная библиотека Пущинского научного центра РАН
E-mail: irach@vega.protres.ru
Развитие науки, внедрение ее достижений, использование ее научного потенциала невозможно сегодня без всесторонней информационной поддержки. Потребность ученых в информации возрастает год от года. Современная научная библиотека, как важнейший информационный центр, занимает в научно-исследовательском процессе все более важное место. В условиях нынешнего мизерного финансирования науки, налагающих на ученого всевозможные ограничения, научная библиотека является чуть ли не единственным источником, позволяющим получить современную научную информацию. Библиотека не только ставит перед собой актуальные задачи информационно-библиотечного обслуживания научных сотрудников, но и достойно решает их.
На сегодняшний день в отечественную библиотечную практику прочно вошли процессы автоматизации. По материалам проходящих конференций и публикаций на эту тему можно с уверенностью отметить серьезные достижения в области автоматизации библиотечных технологий. Успешный опыт центральных библиотек страны в этом направлении очень интересен и полезен.
Центральная библиотека Пущинского научного центра РАН (ЦБП), являющаяся отделом Библиотеки по естественным наукам РАН (БЕН РАН), наряду с развитием информационного обслуживания читателей также уделяет огромное внимание автоматизации библиотечных технологий. Одна из главных задач - это создание электронного каталога на фонды библиотеки. Электронный каталог обеспечивает пользователям быстрый поиск информации по различным элементам библиографического описания и значительно улучшает сервис обслуживания. В настоящее время электронный каталог книг содержит информацию за четыре последних года, а каталог периодики ведется с 1990 г. Установленные на сервер ЦБП каталоги доступны с любого компьютера городской локальной сети, ведется работа по размещению электронных каталогов в сети Internet.
Одной из важнейших задач на пути автоматизации библиотечных процессов является ретроконверсия всего карточного каталога. На сегодняшний день число библиотек, которые полностью перевели свои карточные каталоги в электронные, постоянно растет. Но решается эта проблема везде по-разному.
Данная тема - предмет обсуждения целого ряда конференций и семинаров международного уровня. Однако универсальных средств для ее решения так и не разработано. Очень притягательны для ретроконверсии возможности сканирования карточного каталога. Есть опытные фирмы, которые сделают это быстро и качественно. Но притягательность резко уменьшается, когда речь заходит о финансовой стороне дела. Для большинства библиотек эта дверь на сегодняшний момент остается закрытой. Ручной же ввод карточного каталога требует значительных людских ресурсов и большого объема времени.
Мы разработали свою технологию ретроконверсии книжного каталога, которая, по нашему убеждению, значительно сокращает трудозатраты и дает возможность выполнить задачу в кратчайшие сроки. Цель данной технологии в том, чтобы при минимальном ручном вводе, используя различные источники информации, получить желаемый результат - полное библиографическое описание книги уже с нашими шифром, инвентарным номером, сиглой библиотеки, в которой находится книга. В связи с этим мы предусматриваем использовать :
инвентарные книги ЦБП
топографический каталог ЦБП
база данных ГПНТБ
база данных РКП
Эта работа уже начата и активно ведется. Благодаря данной технологии электронный книжный каталог библиотеки будет содержать все книги, изданные после 1976 года. Для книг, изданных до 1976 года, мы будем корректировать записи в ЭК вручную, формируя полные библиографические описания в зависимости от спроса на них, в процессе книговыдачи. При этом наиболее актуальные для Пущинского научного центра узкие тематические разделы, справочники и учебники предполагается обработать полностью.
Созданные в ходе работы вспомогательные базы данных могут быть использованы для автоматизированного учета фондов и статистических данных о составе фондов.
Предлагаемая технология поэтапной ретроспективной каталогизации в первую очередь ориентирована на те 250 библиотек институтов РАН, которые много лет централизовано снабжались литературой через БЕН РАН и, следовательно, имеют одинаковые записи в инвентарных книгах. На наш взгляд аналогичная схема будет приемлема и для массовых библиотек при формировании локальных ЭК на базе внешних баз данных. В дальнейшем ЦБП планирует разработать собственную единую систему автоматизации библиотечных процессов, включающую как полные ЭК фонда, так и систему абонементного обслуживания читателей, отслеживающую состояние их заказов и выдачи литературы, в том числе по всем семи филиалам ЦБП.
Большое внимание мы уделяем и межбиблиотечному абонементу (МБА). На данном этапе, с целью повышения эффективности работы системы МБА и увеличения оперативности обслуживания читателей, центральная библиотека и ее филиалы внедряют в свою практику автоматизированную систему "Сочи" разработки ОСИАТ БЕН, обеспечивающую ввод и обработку сведений о читателях, их заказах по МБА, налажена передача заказов непосредственно из филиалов ЦБП в БЕН по электронной почте.
Особо хочется отметить участие Пущинской научной библиотеки в различных международных проектах по обмену электронными документами, таких как с OCLC, Intas, Британской библиотекой, Баварской медицинской библиотекой, Access Russia Inc. Благодаря таким программам наши ученые могут получать копии научных материалов из ведущих европейских библиотек в кратчайшие сроки. Такой опыт работы необходим, он позволяет не только компенсировать ограничения в подписке на научные издания, но и дает возможность осваивать современные методы использования и обработки информации.
Новейшие компьютерные технологии прочно вошли в библиотечную практику, они позволяют объединить все библиотечные процессы в единый технологический цикл. Это дает возможность поднять информационное обслуживание ученых на более качественный уровень